
Иконникова Екатерина Сергеевна
Реабилитолог, нейрореабилитолог, кинезиотерапевт.
На сегодняшний день существует огромное множество шкал и опросников, способствующих объективизации и стандартизации оценки состояния пациентов, для применения указанных механизмов оценки в клинической практике, однако во многих стационарах и реабилитационных центрах они не используются в силу того, что специалисты с ними не знакомы либо столкнулись с определёнными трудностями в их выборе или при использовании. Такое положение дел приводит к невозможности объективизации состояния пациента и достижения цели и решения задач реабилитации.
В последнее время все чаще в реабилитационных центрах создаются мультидисциплинарные бригады (МДБ), в состав которых входят врачи-неврологи, врачи физической и реабилитационной медицины (врач ФРМ), инструкторы-методисты ЛФК и другие специалисты. Методическими рекомендациями для проекта «Развитие системы медицинской реабилитации в Российской Федерации» от Союза Реабилитологов России установлено, что специалисты МДБ обязаны владеть оценочными шкалами и опросниками с целью оценки эффективности реабилитационных мероприятий. Использование оценочных шкал и опросников позволит обеспечить более высокое качество реабилитации. Поэтому специалисты, работающие в области нейрореабилитации, должны владеть базовыми наборами шкал и опросников, необходимых для исследования пациентов с различными неврологическими заболеваниями, чтобы установить статус пациента, разработать программу реабилитации, определить цели и задачи, а также оценить эффективность его реабилитации.
В настоящее время в нашей стране нет обучающих курсов, посвященных шкалам и опросникам в нейрореабилитации, поэтому специалистам приходится самостоятельно изучать материал и порой выбирать неправильные инструменты для оценки, что снижает эффективность работы всей МДБ.
Данный курс поможет медицинским специалистам, осуществляющим деятельность в различных сферах (неврологам, нейрохирургам, реабилитологам, физиотерапевтам, врачам ФРМ, специалистам в области ЛФК), изучить существующие шкалы и опросники для различных нозологий, самостоятельно разрабатывать батарею тестов для групп пациентов с отдельными заболеваниями, правильно оценивать состояние пациента в динамике, а также подбирать инструменты оценки при проведении научных исследований.
Доступна онлайн-трансляция!
Освоение программы «Нейрореабилитация при заболеваниях нервной системы» в электронно-образовательном модуле МУИР.
Выдается удостоверение о повышении квалификации + 36 баллов НМО.
Категория слушателей:
Реабилитолог, нейрореабилитолог, кинезиотерапевт.
1. Современное представление о нейрореабилитации.
Теоретическая часть: инсульт, ЧМТ – эпидемиология, шкалы. Обо всем – двигательная, координация, чувствительность (глубокая и поверхностная), боль.
Двигательные: MAS, шкала пареза НЦН, Фугл-Мейр.
Практическая часть по двигательным шкалам: MAS, шкала пареза НЦН, Фугл-Мейр.
Теоретическая часть. Рука: Арат (двигательная), Френчай (функциональная), тест с колышками.
Практическая часть по двигательным шкалам: рука.
Теоретическая часть. Нога: тест 10-ти метровой ходьбы, индекс ходьбы Хаузера.
Практическая часть по двигательным шкалам: нога.
Теоретическая часть. Спастичность: шкала спастичности НЦН, Эшфорт, Тардье, гониометрия.
Практическая часть шкалы спастичности.
Теоретическая часть. Координация: Берг.
Практическая часть координация.
Теоретическая часть. Оценка боли: ВАШ, нейропатическая боль. Лидская шкала оценки нейропатической боли и тд.
Теоретическая часть. Когнитивные нарушения: Моса.
Теоретическая часть. Качество жизни: Бартель, Рэнкин, Ривермид.
Теоретическая часть. Постановка целей: DAS + клинические примеры.
ASIA – УРОВЕНЬ ПОРАЖЕНИЯ
Двигательные: MAS, шкала пареза НЦН. Индексы моторики и чувствительности при травме спинного мозга.
Спастичность: Эшфорт, Тардье, гониометрия, шкала спастичности НЦН.
Оценка боли: ВАШ, нейропатическая боль.
Качество жизни: Измерение независимости при позвоночно-спинномозговой травме.
Функциональная оценка позвоночно-спинномозговой травмы, Рэнкин. Постановка целей: DAS
«Градации Хен и Яра» для постановки диагноза БП.
Выраженность клинических симптомов: «Колумбианская оценочная шкала», «Оценочная шкала Вебстера».
Качество жизни: Бартель, «Болезнь Паркинсона: индекс нарушений жизнедеятельности Мак-Дауэлла».
Координация: Берг, проба Тевенара.
Практическая часть.
Двигательные: Фугл-Мейр; MAS, шкала пареза НЦН.
Рука: Арат (двигательная), Френчай (функциональная).
Нога: тест 10-ти метровой ходьбы, индекс ходьбы Хаузера, «Шкала оценки ходьбы при рассеянном склерозе».
Спастичность: Эшфорт, Тардье, гониометрия, шкала спастичности НЦН.
Качество жизни: Бартель, Ривермид, «Лидская шкала оценки качества жизни при РС» координация: Берг.
Оценка боли: ВАШ тазовые функции: «Скрининг тест функции мочевого пузыря у больных РС».
Когнитивные нарушения: Моса.
Постановка целей: DAS
Оценка боли: ВАШ.
Проприоцептивная чувствительность: камертон.
Координация: Берг.
Карпальные шкалы: «Бостонский опросник по оценке карпального туннельного синдрома», «Балл невропатических симптомов», «Балл невропатических нарушений» «Стадии диабетической полиневропатии»
Практическая часть: Раздаточный материал: Напечатанные шкалы для практической части 10 шт.
Демонстрация осмотра по специализированным шкалам.
Отработка практических навыков друг на друге под руководством и контролем преподавателя.
Приоритетной задачей Университета является реализация очно-заочных и дистанционных учебных программ. Именно эти формы обучения в современных реалиях наиболее полно отвечают потребностям работников здравоохранения. Пройти повышение квалификации или профессиональную переподготовку в МУИР можно только на базе оконченного медицинского образования.
Содержание программ ориентировано только на практическую сторону работы в системе здравоохранения. Обучение длится от 252 до 2700 часов. Выпускники МУИР получают документ:
- диплом или удостоверение установленного образца.
Документ позволяет трудоустроиться по выбранной специальности сразу после окончания обучения.
МУИР располагает самой обширной в России библиотекой УМК по десяткам врачебных специальностей, рекомендованных Министерством здравоохранения РФ и адаптированных для дистанционного обучения.
Доступ к образовательному порталу и обширной библиотеке научных и методических материалов; аудиторные и практические занятия проводятся в кабинетах и лабораториях государственных и частных лечебных учреждений, и медицинских вузов.
За каждым слушателем закрепляется индивидуальный менеджер.
Возможность обучения в заочном формате с применением дистанционных технологий без отрыва от работы.
Предлагаем ознакомиться с другими семинарами и вебинарами,
которые организует Медицинский университет инноваций и развития
© 2021 Медицинский университет инноваций и развития (МУИР)